На главную
Назад в раздел
К списку практических работ
 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

Построение формальной  модели исследования состава эргатической системы

 

Цель: освоить построение формальной модели исследования состава эргатической системы.

План занятия:
1. Изучить теорию вопроса.
2. Выполнить практическое задание.
3. Ответить на контрольные вопросы.

Теоретические сведения
При рассмотрении любой системы обнаруживается, что ее целостность и обособленность, отображенные в модели «черного ящика», выступают как внешние свойства. Внутренность же «ящика» оказывается неоднородной, что позволяет различать составные части самой системы. При более детальном рассмотрении некоторые части системы могут быть, в свою очередь, разбиты на составные части и т. д. Те части системы, которые мы рассматриваем как неделимые, называются элементами. Части системы, состоящие более чем из одного элемента, называют подсистемами. Модель состава ограничивается снизу тем, что считается элементом, а сверху – границей системы. Границы определяются целями построения модели.

Правила разбиения системы на подсистемы:
1) каждая подсистема должна реализовать единственную функцию системы;
2) выделенная в подсистему функция должна быть легко понимаема независимо от сложности ее реализации;
3) связь между подсистемами должна вводиться только при наличии связи между соответствующими функциями системы;
4) связи между подсистемами должны быть простыми (насколько это возможно);
5) число уровней, число подсистем каждого уровня может быть различным, но подсистемы, непосредственно входящие в одну систему более высокого уровня, действуя совместно, должны выполнять все функции той системы, в которую они входят.

При необходимости можно ввести обозначения или термины, указывающие на иерархию частей.
Графическое представление модели состава системы, описывающая, из каких подсистем и элементов она состоит, представлена на рисунке 2.1.

 

 
Рисунок 2.1 – Графическая модель состава системы


Построение модели состава системы только на первый взгляд кажется простой задачей. Модели одной и той же системы, разработанные разными – экспертами, могут различаться между собой и даже значительно. Причины этого состоят не только в различной степени знания системы: один и тот же эксперт при разных условиях также может создать разные модели.
Например, если спросить у ректора, студента, бухгалтера, хозяйственника из каких частей состоит университет, то каждый выдаст свою, отличную от других модель состава и т.д.

Трудности построения модели состава можно представить тремя положениями.
Первое. Целое можно делить на части по-разному (как разрезать булку хлеба на ломти разного размера и формы). А как именно надо? Ответ: так, как вам надо для достижения вашей цели. Данное свойство получило формулировку – различимость частей, а не разделимость на части.
Второе. Количество частей в модели состава зависит и от того, на каком уровне остановить дробление системы. Например, при описании предстоящих работ приходится давать опытному работнику и новичку инструкции разной степени подробности. Таким образом, модель состава зависит от того, что считать элементарным, а поскольку это слово оценочное, то это не абсолютное, а относительное понятие.
Третье. Любая система является частью какой-то большей системы (а нередко частью сразу нескольких систем). А эту мегасистему тоже можно делить на подсистемы по-разному. Это означает, что внешняя граница системы имеет относительный характер. Определение границы системы производится с учетом целей субъекта, который будет использовать модели системы.
Главная задача в построении модели состава заключается в том, чтобы правильно согласно определению и назначению системы определить цель системы. Разделение целостной системы на части полностью зависит от целей системы (это относится и к границам между частями системы и к границам самой системы).

Состав системы определяется в зависимости от:

  • уровня и глубины знаний о системе;
  • назначения модели и её целей;
  • определения элемента системы; правил построения подсистем.

Модель состава системы, хотя и показывает, из каких частей состоит система, не всегда достаточна для решения необходимых задач. Это связано с тем, что система обладает свойствами, которых нет ни у одной из её частей. Это обстоятельство обусловливает необходимость установления связей между частями системы, т.е. в определении структуры системы.

Пример выполнения практического задания
Система «кофемашина». Главной целью данной системы является приготовление кофе-напитка, дополнительная цель – минимальное участие человека.
Графическая модель состава системы представлена на рисунке 2.2.

 


Рисунок 2.2 – Графическая модель состава системы «кофемашина»


Порядок выполнения практического задания
1. Изучите теоретическую часть практического задания.
2. По названию и назначению заданной системы определите ее главную цель.
3. В соответствии с назначением и целью системы разбейте исследуемую систему на подсистемы и элементы.
4. Представьте исследуемую систему в графическом виде или в виде таблицы.
5. В соответствии с назначением и целями системы разбить исследуемую систему попарно на основные элементы, которые состоят в отношениях между собой.
6. Определить основные связи между выделенными элементами.
7. Представить исследуемую систему в виде таблицы.
8. Ответить на контрольные вопросы.

Варианты эргатических систем для выполнения задания
1) компьютер; 2) печь СВЧ; 3) самолет; 4) холодильник; 5) видеокарта; 6) монитор; 7) телефон мобильный; 8) автомобиль; 9) фотоаппарат; 10) телевизор; 11) навигатор; 12) мотоцикл; 13) автомобиль; 14) электрочайник; 15) принтер; 16) механические часы; 17) электрогитара; 18) мультиварка; 19) сканер; 20) электроплита; 21) материнская плата; 22) стиральная машина; 23) электронные часы; 24) любая другая система.


Содержание отчета
1) Титульный лист. 2) Цель работы. 3) Исходные данные. 4) Теоретические сведения. 4) Ход выполнения работы. 6) Выводы.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение понятия модели состава системы.
  2. Дайте определение подсистемы и элемента.
  3. В чем отличие модели «черный ящик» от модели состава системы?
  4. Назовите основные правила разделения системы на подсистемы и элементы.
  5. Назовите основные трудности построения модели состава системы.
  6. Назовите основные требования к построению моделей.